Служіння єпископа Макарівського Іларія


Владика до теми про штучне запліднення (російською)


Стаття з порталу "Православіє в Україні"

На почту пришло письмо. О том, что в одном из киевских храмов священник не благословил супругам проводить процедуру ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), назначенную медиками как раз на период Великого поста. Читательница укоряла священнослужителей в нечуткости и невнимательности к нуждам прихожан. И ставила вопрос: почему Церковь не идет в ногу со временем и не дает верующим жить по современным технологиям.

Очевидно, что поднятая проблема является актуальной не только для этой семьи. С просьбой прокомментировать возможность проведения процедуры ЭКО в пост мы обратились к председателю Комитета по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде УПЦ, викарию Киевской Митрополии епископу Макаровскому ИЛАРИЮ (ШИШКОВСКОМУ).

Но поскольку тема пастырского окормления семьи и степени влияния духовников на принятие внутрисемейных решениий намного шире, чем затронутые аспекты ЭКО, то мы поставили владыке также ряд и других вопросов касательно супружеских взаимоотношений.

***

 «Хочу обратиться к Вам с проблемой, которая возникла в моей семье буквально вчера.

Мы с мужем долгое время не имеем детей. Живем в Киеве. Лечились, ездили в разные храмы по всей Украине, просили Господа, но безрезультатно. Приняли решение идти на ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение — то есть искусственное оплодотворение).

Специалисты из киевских клиник разочаровали нас отсутствием результата и вымогательством баснословных сумм, и мы отправились в Ивано-Франковск, в Прикарпатский центр репродукции человека, который нам посоветовали. Там нас проконсультировали, мы сдали все необходимые анализы, мне сделали операцию, назначили дорогущий курс гормональной терапии. Несколько раз ездила наблюдаться. И вот контрольные наблюдения с 26.03.по 29.03 и можно делать ЭКО. Мы с мужем на 10-м небе от счастья!

Как верующие люди, мы посещаем храм. Вошли в пост, в воскресенье пришли в церковь покаяться, причаститься и взять благословение на столь серьезную медицинскую процедуру. Нас исповедовали, причастили, мы отстояли службу, как положено, приложились к иконам и тут... нам отказали в благословении в связи с тем, что пост на дворе, что «близкие связи» запрещены, не то, что зачатие. Предложили перенести процедуру.

Но это не возможно – я «наколотая» гормонами, от которых зреют яйцеклетки для забора-пункции; сделана операция, которая делается под общим наркозом; заплачены большие деньги. И врачи не будут ждать, так же, как и мой организм и мой возраст. Я, естественно, расплакалась – для меня это благословение очень важно, и мы ушли восвояси.

Так где же помощь Церкви? Человек должен выйти из храма с легкой душой, с благодатью Божьей, а не в расстройствах и со слезами.

ЭКО – это медицинская операция, а не грех в пост. Мы живем не в каменном, а в 21 веке. Миллионы людей вообще не ходят в храмы, и не знают, что такое благословение Господне. Мы же венчаны в этом храме, посещаем его по мере возможности, заказываем молебны, жертвуем на него. Так почему меня не благословили на операцию?

В акафисте святым праведным Иоакиму и Анне, который я сейчас усиленно читаю, написано, что Ангел принес Богоотцам благую весть о рождении у них дочери Марии. Но нигде не указанно – было это в пост или в обычный день. Где написано, что Пресвятая Богородица непорочно зачала не в пост? ЭКО – это своего рода тоже непорочное зачатие. Почему каноны Церкви не пересматриваются на протяжении веков? Почему в храмах Господних святые отцы не прислушиваются к потребностям прихожан, а «тупо режут» все мольбы о помощи устоями и канонами? Чем операция по замене клапана сердца или почки отличается от ЭКО? Почему в первом случае благословляют, а во втором – НЕТ? Почему меня никто не выслушал, не наставил на путь, не нашел нужных слов, а просто отказ и все – как в КГБ!

Я прошу вас прислушаться к этому письму. Представьте, сколько женщин страдает от такой позиции Церкви! Ведь мы приспосабливаемся к новым веяниям жизни – почему Церковь – нет?»

***

Как должен был поступить священник?

Отвечает епископ ИЛАРИЙ

Формально священник поступил правильно. Нельзя его упрекнуть, что с позиции правил он что-то нарушил.

Но исходя из самой ситуации, я думаю, нужно было бы все-таки глубже вникнуть в эту проблему. Во-первых, есть исключения из правил, есть понятия не только акривии, но и икономии. Поэтому, мое лично мнение, что священнику нужно было пойти именно в сторону икономии, то есть, снисхождения.

Тем более, если мы хотим быть святыми, то нам есть, кому подражать. Можно взять патерики — не жития святых, а именно отечники, в которых раскрывается ситуативная жизнь наших святых отцов. Удивительно, насколько они были строги, как подвижники, к себе, но добры и милосердны к людям. Иногда даже кажется, что они «превосходили норму» икономии к немощам и своих братьев, и тех, кто к ним обращался за советом и помощью.

Почему отцы говорили «согрешить лучше милостью, чем строгостью»? Потому что суд – вещь очень быстрая, но не совсем для нас оправданная. Вспомним классические слова из Евангелия, которые никто не отменял: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8, 7-8). А зачем бросать камни? Если мы будем милостивы, будет миловать и нас Господь.

Тем более, нужно представить себе, как люди этого ждали, хотели. Все-таки можно было пойти им навстречу в их желании иметь детей. Тем более, это люди церковные, посещают храм, исповедуются. Думаю, можно было бы дать им благословение, чтобы они могли иметь потомство.

Сама процедура ЭКО вызывает ли этические возражения или нарекания со стороны Церкви?

Здесь уместнее было бы употребить словосочетание «наталкивает на размышления». Мы знаем: случайностей в жизни не бывает. И если у людей есть определенное препятствие в рождении детей, то однозначно есть какая-то закавыка. Где она находится – вопрос уже этой семьи. Потому что человек лучше себя знает, лучше себя понимает.

Чтобы было понятнее, я проиллюстрирую.

Мы знаем, что в свое время император Юстиниан, канонизированный впоследствии Святой Церковью, тоже не имел потомства. Супруги не могли понять, в чем дело. Многие молились о них, и они сами просили Бога, а наследник все не рождался.

В итоге Юстиниан решил пригласить преподобного Савву Освященного, чтобы он помолился о наследнике. И когда преподобный Савва прибыл, Юстиниан сказал: «Преподобный отец, помолись, чтобы родился у меня наследник». На это преподобный ответил: «Я помолюсь, и посмотрю, что мне скажет Бог». Святой помолился и получил ответ от Бога. И сказал императору: «У тебя не родится наследник до тех пор, пока твоя жена не станет исповедовать Православную веру. Потому что она тайно исповедует ересь. Если твой наследник родится сейчас, и она его воспитает, то он огнем и мечом пройдет всю твою империю, гоня христиан, и перевернет весь мир».

И когда Юстиниан начал беседовать об этом с супругой, действительно, она созналась. И только после ее покаяния родился наследник.

Таких примеров можно приводить множество. Мы часто забываем о том, что у Бога есть определенный Промысел о каждом из нас. И «наш промысел» отличается от Божьего тем, что мы промышляем на день-два вперед да и только, а Бог видит всю нашу жизнь. Поэтому Он определенным образом управляет процессами – религиозными, нравственными, социальными, политическими. Мы можем в этом даже не сомневаться – это однозначно. Часто это сразу не видно. Но вот по прошествии времени, мы понимаем, что, действительно, Бог делает так, чтобы люди не уничтожали себя, в том числе и в своей повседневной жизни. Поэтому людям нужно размышлять об этом...

Что касается изложенного в письме случая, думаю, что как крайняя мера, такой вариант допустим. Потому что есть абсолютно разные случаи. Просто люди должны очистить свою совесть, постараться изменить свою жизнь, то есть, максимально устранить те препятствия, которые могут мешать зачатию и рождению ребенка.

Хотя, конечно, может быть, здесь нужно больше упования. Я знаю семьи, которые 20 лет ждали, чтобы Господь послал им ребенка. Ездили, молились, делали все возможное, не обращаясь к современным технологиям, и пусть через 20 лет, но обретали наследника.

Люди разные. Одни надеются на Бога и не сразу, заболев, начинают принимать лекарства. Бывает, что Бог такого человека исцеляет. Другой же, по немощам, обращается к врачам, и мы его за это не осуждаем.

Есть ли опасность для будущего ребенка, если его зачатие произойдет в пост?

– Считается, что в посты супругам нужно воздерживаться от близости. Но многие духовники благословляют по возможности – кто как сможет выдержать. И супруги сами решают, сколько и когда они будут воздерживаться.

Однако в православной среде и от духовенства можно услышать такое мнение, что зачатый в пост ребенок будет несчастен, особо греховен. Но ведь если оставляются супружеские отношения на решение супругов, то, конечно же, может произойти зачатие. Значит ли это, что ребенок будет каким-то особо греховным, несчастным?

– Чтобы об этом говорить, наверное, нужно провести определенные социологические исследования, подойти к этому научно.

Да, в пост близость нежелательна. Но и апостол Павел, и святые отцы говорят, что человек должен делать то, что ему по силам. Если один из супругов ищет телесной близости, а второй отказывается, то больше согрешает тот, кто отказывается. Потому что тот из супругов, который отказывает, толкает или может толкнуть второго на еще большее преступление. Ведь не каждый может понести ту норму или тот объем воздержания, который по силам другому супругу. Поэтому здесь должно быть снисхождение к немощам другого.

– А если в постное время будет зачат ребенок?

– В святоотеческой и канонической литературе есть определенные моменты, в которых говорится о том, что это может отрицательно сказаться на ребенке. Но это же не заданный какой-то постулат, не каинова печать, с которой человек всю жизнь будет ходить. Это только в кальвинизме утверждалось, что если ты родился плохим, то тебе дорога в ад, родился хорошим и богатым – значит, ты спасешься.

В Православии этого нет. Мы говорим о динамическом процессе, в ходе которого я изменяюсь, становлюсь лучше или хуже – делаю свой выбор. И, соответственно, независимо от того, какие есть наследственные или приобретенные характеристики в нашей жизни, так сказать пробоины в душе, наша задача — латать их. И в ходе этого процесса мы изменяемся. Даже если негативные предпосылки существуют, мы можем и должны их преодолевать.

– Ведь не сидит каждый из нас и не высчитывает, когда он был зачат...

– Думаю, даже вредно считать, когда кто родился. Это не существенно в деле спасения. Знаете, здесь лучше благое неведение. Родился – родился, крестился – родился для вечности, вот и трудись на поле этой жизни, для Неба и этого достаточно.

Насколько может священник регламентировать интимную жизнь супругов?

Область супружеских отношений – сфера очень тонкая, которая требует бережного отношения, в том числе и со стороны духовников. Духовники, думаю, не должны в нее вмешиваться. Священник может посоветовать, подсказать, но не стараться регламентировать или расписать эту часть жизни супругов — по минутам, по секундам или по каким-то правилам.

В современном мире, думаю, супруги должны стараться, исходя из христианских норм и руководствуясь своей совестью, регулировать свои отношения сами. Это будет для них более полезно. Им не придется связывать себя каким-то законом извне, и таким образом они смогут более свободно, духовно подходить к этим вопросам.